По-взрослому о детском

По-взрослому о детском

В современном обществе, когда родители днями и ночами пропадают на работе, объясняя это тем, что пытаются заработать на счастливое будущее своего чада, возникает проблема не менее важная, чем отсутствие материальных благ - дети нередко становятся предоставленными сами себе. Но дело не только в том, куда пристроить ребенка, пока взрослые заняты на работе, но и в том, как помочь маленькому гражданину самореализоваться, развить свои способности, научиться думать и общаться.

Как рассказала «Харьковским известиям» психолог Татьяна Леонтюк, родительское внимание — это неуловимая вещь, своеобразная физическая энергия.

«С одной стороны, это проявление любви на метафизическом уровне, когда ребенок чувствует родительское тепло и заботу, с другой — это элементарное внимание, когда родители интересуются жизнью ребенка, помогают ему выполнять школьные задания, принимают участие в решении его проблем или просто совместно проводят досуг», — рассказала Т. Леонтюк.

Ведь, несмотря на то, что устои общества меняются, а современные дети растут «не по дням, а по часам», родители, как это было заведено с давних времен, должны оставаться авторитетом для ребенка. Все мы знаем, что у любого ребенка могут возникнуть проблемы, справиться с которыми самостоятельно ему не удастся, хотя бы по причине своего возраста. И тут на помощь могут прийти друзья. А вот насколько благополучная компания друзей может достаться вашему чаду — вопрос, коль уж родители не интересуются жизнью своего ребенка.

«Говорить о последствиях дурного влияния, которое может получить ребенок, решая свои вопросы на стороне, не будем. Особенно о таких крайних последствиях, как алкоголизм, наркомания или подростковая преступность... Просто в очередной раз хотелось бы напомнить родителям — уделяйте внимание детям, не забывайте, что они нуждаются в вашей заботе, вашем внимании и любви», — напоминает психолог.

Но существует и еще одна проблема, скажем так, противоположная, когда родители уделяют слишком много внимания ребенку и просто не оставляют ему личного пространства.

Психолога называют такое явление «гиперопекой», которая острее всего ощущается в подростковом возрасте, когда мамы и папы не отпускают от себя кровинушку, а ребенок, так и не научившись быть самостоятельным, чувствует себя неуверенно со своими сверстниками, да и вообще в любом коллективе.

Еще, будучи совсем маленьким, ребенок требует общения, и не только маминого. Это могут быть братья, сестры, родственники, другие взрослые. Затем это - детский сад, школа, а также различные кружки, секции. И поэтому организация детского досуга, так сказать времяпрепровождения, имеет огромное значение в этом плане. Ведь здесь речь идет не только об умении общаться и вести себя в коллективе, но и о развитии способностей у ребенка, осознании его собственного «я».

УНИВЕРСАЛЬНАЯ НЯНЯ

Чем занять ребенка, если у родителей ну просто катастрофически не хватает времени на свое чадо? Ответ приходит сам, ведь сегодня у большинства в доме есть компьютер — универсальное средство, которое превращает часы в минуты, а минуты в секунды. Но психологи предупреждают: дети, основной досуг которых проходит в «общении с машиной», со временем становятся зависимыми от виртуального мира, созданного ими же. Они перестают уделять внимание общению со своими сверстниками, контролировать время и совершенно игнорировать свою реальную жизнь.

«Если говорить о причинах возникновения компьютерной зависимости у детей, то причиной ее возникновения являются проблемы внутри семьи, в школе, от которых ребенок уходит в параллельный мир. Это отдушина, благодаря которой он получает то, чего он недополучает в семье. Реализует те потребности, которые не может реализовать в реальном мире. В компьютерном пространстве ребенок может чувствовать себя сильным героем, побеждающим всех вокруг, а в реальной жизни он может быть замкнутым мальчиком, который боится проявить себя», — отметила Т. Леонтюк.

Тем не менее на прилавках магазинов можно увидеть массу компьютерных дисков, которые предлагают развивающие игры для детей дошкольного возраста. У психологов на этот счет существуют два мнения. Одни утверждают, что развивать ребенка с помощью таких программ ни в коем случае нельзя. Да и вообще допускать ребенка до шести лет к компьютеру нежелательно. Другие же говорят, что компьютерные развивающие игры способствуют концентрации внимания у ребенка, развивают у него собранность и логическое мышление.

Кроме того, широкое распространение в последнее время получили социальные сети, в которых виртуальное общение полностью заменяет реальное. Мол, в виртуальном общении некоторые черты характера сглаживаются, и пользователи часто приписывают своим собеседникам те качества, которые сами хотят видеть. Тем самым соц-друзья кажутся лучше реальных.

Больше всего компьютерной зависимости подвержены подростки от 10 до 18 лет, когда формируется их осознание собственного «я». Это период, когда пришло время проявлять себя в реальной жизни, но гораздо проще включить компьютерную игру и там, в виртуальном мире, почувствовать себя настоящим героем.

У священнослужителей на этот счет есть свое мнение. Когда человек общается с компьютером, он создает себе некий идол. А как известно из заповеди, «не сотвори себе кумира». Ведь этот идол является пустотой, которая и поглощает человека. То есть человек идентифицирует себя с пустотой, с тем, что на самом деле не существует.

«В моей практике был случай, когда мальчик дошкольного возраста частично лишился слуха, чуть ли не на 70%. Семья жила в частном секторе, и пока родители работали в огороде, четырехлетний ребенок часами просиживал за компьютером. Проблемы со слухом возникли уже через месяц, — рассказала Т. Леонтюк. — Родители обязательно должны контролировать, сколько времени ребенок проводит за компьютером, какое его физическое и эмоциональное состояние. Детям 6-7 лет следует проводить за компьютером не более 15 минут, 8 и старше — 30-40 минут. Кроме того, через каждые полчаса необходимо делать перерывы, кстати, как и детям, так и взрослым».

Ответ на вопрос «что может заменить виртуальный мир?» очень просто: это реальный мир, с реальными людьми, общением, играми, увлечениями, которые можно ощутить не нажатием на кнопку, а рядом с собой, и если хотите, то даже потрогать.

Уйти полностью от благ прогресса вряд ли удастся, ведь они окружают нас повсюду. Но, тем не менее, всегда можно контролировать, сколько времени ребенок проводит за компьютером, какие сайты посещает, и, на крайний случай, предложить ему пойти на курсы, например, компьютерного программирования.

ТАК НЕМ ЖЕ ЗАНЯТЬ РЕБЕНКА?

Начнем с того «что такое детский досуг?» Это то пространство и время, в котором ребенок может максимально себя раскрыть, куда не вмешиваются родители, где чаще всего находятся сверстники, необходимое для самоопределения, обретения уверенности в себе.

Например, существует огромное количество разнообразных клубов, секций, кружков по интересам. Нынешние родители, вспоминая о прошлом, сетуют, что кружки — это, прежде всего, немалые затраты. Некоторые из них даже не знают о том, что в городе работают клубы по месту жительства, где дети могут заниматься совершенно бесплатно. Но это далеко не так. Как рассказал заместитель Харьковского городского головы по вопросам семьи, молодежи и спорта Александр Попов, сегодня в городе работает 131 такой клуб; посещать эти клубы могут как самые маленькие, так и дети старшего возраста. Да, первые такие клубы появились в городе в советское время, строились они как клубы при ЖЭКах. Тогда не было и речи, чтобы занятия в них проводились платные. Сегодня Харьковская городская власть уделяет не меньше внимания тому, чтобы маленькие харьковчане могли свободно посещать интересные им кружки, независимо от материальных возможностей родителей.

В 2012 году в городе было создано коммунальное предприятие «Городской комплексный центр клубов по месту жительства», которое уже провело инвентаризацию клубов, имущества, пересмотрело штатное расписание. Такая работа необходима для того, чтобы городские власти понимали, в каких клубах, прежде всего, необходимо провести ремонты, закупить новое оборудование, для того чтобы занятия проходили качественно и в комфортных условиях. Кроме того, КП обследует территории вокруг клубов, чтобы при спортивных секциях установить площадки для занятий на свежем воздухе.

«Любой педагог-организатор, работающий в клубе, в свое рабочее время ведет занятие бесплатно. Если же в расписании клуба есть свободное время и есть желающие заниматься в это время, то ли утром, то ли вечером, и люди готовы платить за это деньги, то такое также возможно. Средства, заработанные за счет платных занятий, будут идти на развитие клубов», — отметил А. Попов.

Он также подчеркнул, что во всех клубах работают профессиональные педагоги-организаторы, к которым предъявляются достаточно высокие требования, такие как обязательное образование, стаж работы.

Клубы имеют самые различные направленности. Это спортивные секции, театральные кружки, кружки по прикладному искусству (вязанию, различным поделкам), художественные кружки, музыкальные и вокальные студии, научные кружки (журналистика, - психология, компьютерные курсы, историкоархеологические, биологические) и прочие.

А вот уже выбор кружка полностью зависит от интересов ребенка. И если у ребенка есть определенные способности, а к ним ещё прибавится интерес, то это может послужить даже в дальнейшем выборе уже профессиональной сферы деятельности.

Отметим, что исключения могут составить секции, для занятий в которых необходимо обладать определенными способностями и навыками. Психологи рекомендуют, если у ребенка таких навыков нет, то, как бы велико ни было желание, этот кружок выбирать не нужно. «Важно также не строить себе иллюзий с точки зрения того, что если ребенку понравился кружок, то он всегда будет с удовольствием туда ходить и никогда не будет отказываться. Родителям следует мягко, но настойчиво объяснить, что если ты записался в кружок, то у тебя уже есть определенные обязанности, которые необходимо выполнять», — рассказала Татьяна Леонтюк.
Она также отметила, что не следует загружать ребенка, ведь, помимо кружков и секций, есть еще школа, друзья во дворе. Специалисты рекомендуют выбирать не более двух кружков, которые, кстати, можно со временем поменять. Если ребенку нравится одно, а завтра другое, то пусть пробует, экспериментирует, ищет и находит себя.


Анастасия БЫКОВА